Сторона истца: Для более эффективной защиты прав потребителей в Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением прав потребителя, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" ввели новый способ защиты потребителей, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона)". Но при этом не забывайте изначально обратиться к продавцу с требованием о защите нарушенного права (претензией). Кроме того, согласно вышеуказанных норм, потребитель имеет право на взыскание с ответчика компенсации морального вреда и неустойки. Сторона ответчика: Все больше имеют место необоснованные исковые потребителей, что все чаще уже указывает на их злоупотребление своими правами, желание «подзаработать на штрафах» и можно назвать «потребительским экстремизмом». К сожалению, подобное непорядочное поведение покупателей сказывается на имени и репутации продавца, а также на имидже торговой марки товара, а зачастую, кроме подачи исков в суд, покупатель еще и «подстраховывается» жалобой в надзирающие и проверяющие органы, что влечет в отношении организации многочисленные проверки с последующим привлечением юридического лица к административной ответственности и наказанием в виде штрафа. Одно из средств доказывания: По данным категориям дел проводятся товароведческие экспертизы, которые помогаю установить наличие/отсутствие заявляемого дефекта, а главное его происхождение (производственный или эксплуатационный). В зависимости от товара, могут быть проведены комплексные товароведческие экспертизы (например, трассолого–товароведческая экспертиза) или для проведения товароведческой экспертизы привлекаются лица в определенной области знаний (например, биолог). До подачи искового заявления потребителем или при получении претензии продавцом, ими по заявлениям могут быть проведены товароведческие исследования, на основании выводов которых возможно урегулировать спор в досудебном порядке. Но в случае, когда одна из сторон не соглашается с выводом товароведческого исследования и спор продолжается в суде, то по ходатайству одной из стороны судом может быть назначена судебная товароведческая экспертиза. Не смотря на то, что экспертный вывод не имеет преимущественного значения среди прочих доказательств по делу, однако его роль очень существенная при доказывании исковых требований или возражений на них.